24.7.1943 |
Щ-404 (до 16.5.1937 – Щ-316), с 9.6.1949 – С-404, с 15.9.1953 – КБП-35 |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
25.12.1934 |
Завод № 189, Ленинград Заводской номер 262 |
Дата спуска на воду |
27.12.1935 |
|
Дата вступления в строй |
26.9.1936 |
|
Командиры |
? – ? 3.1938 – 1938 4.1939 – 3.1943 18.4.1943 – 6.1944 1.6.1944 – 9.5.1945 |
|
Карьера |
1.11.1936 30.6.1937 22.6.1941 26.6.1948 |
Краснознаменный Балтийский флот 2-й дивизион бригады ПЛ Северного флота 3-й дивизион бригады ПЛ Северного флота Отряд судов КУОПП им. С.М. Кирова |
Боевой результат |
3 боевых похода в СФВ и 16 боевых походов в ВОВ (около 240 дней). Потопила 1.4.1942 транспорт "Михаэль" (2722 брт, по другим данным 2793 брт). |
|
Судьба |
17.8.1956 расформирована и впоследствии разделана на металл на Ленинградской базе "Главвторчермета" на Турухтанных островах. |
В 4.1936 предполагалось назвать "Гепард".
1.11.1936 на лодке поднят военно-морской флаг.
28.5.1937 ушла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Полярное.
В 2.1938 совместно с подводными лодками Щ-402, Д-3, эсминцем "Карл Либкнехт", ледоколами "Мурман", "Таймыр" и судном "Мурманец" принимала участие в операции по спасению научно-исследовательской арктической станции "Северный полюс-1", в которой субмарины обеспечивали радиосвязь между ледоколами, следовавшими в Гренландию, и берегом. Плавание проходило в условиях зимнего шторма и полярной ночи. Вечером 13.2.1938, когда было получено известие, что ледоколы "Мурман" и "Таймыр" подходят к льдине с полярниками, подводные лодки получили приказ возвращаться в базу.
В 4-5.1939 совместно с подводными лодками Д-2, Щ-402 и Щ-403 и участвовала в обеспечении радиосвязью перелета самолета "Москва" советского летчика В.К. Коккинаки из Москвы в Ванкувер. В этот поход лодки Северного флота впервые действовали в Северном море – окраинном море Атлантического океана. В Баренцевом море им пришлось выдержать сильнейший шторм с силой ветра до 11 баллов, причем на Щ-404 волнами были сорваны несколько металлических листов надстройки и подводный якорь.
Участвовала в советско-финляндской войне, выполнив 3 боевых патрулирования у норвежского побережья между Вардё и мысом Нордкин. Контактов с противником не имела.
В начале Великой Отечественной войны вместе с Щ-403 была передана на 4 месяца в распоряжение командира Йокангской ВМБ.
1-й боевой поход (2 дня):
23.6.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию.
Встреч с кораблями противника не было.
24.6.1941 возвратилась в Йоканьгу.
2-й боевой поход (17 дней):
26.6.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию.
Встреч с кораблями противника не было.
12.7.1941 возвратилась в Йоканьгу.
3-й боевой поход (19 дней):
2.8.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию.
Встреч с кораблями противника не было.
20.8.1941 возвратилась в Йоканьгу.
Ремонт в Архангельске.
4-й боевой поход (9 дней):
1.10.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию.
Встреч с кораблями противника не было.
9.10.1941 возвратилась в Йоканьгу.
Курс боевой подготовки:
С конца 10.1941 базировалась в Полярном, где перед походами на вражеские коммуникации прошла краткий курс боевой подготовки.
5-й боевой поход (24 дня):
15.12.1941 вышла на коммуникации противника.
Поход проходил в обстановке полярной ночи, снегопада и сильных штормов.
7.1.1942 возвратилась в базу.
6-й боевой поход (22-26 дней):
10.2.1942 вышла из базы в боевой поход, имея на борту разведгруппу, которую предстояло высадить на побережье противника.
Поход проходил в обстановке полярной ночи, снегопада и сильных штормов.
Попытка высадить 20.2.1942 разведгруппу на побережье противника не увенчалась успехом из-за сильного наката.
Разведгруппа была высажена в районе Тромсе.
3.3.1942 возвратилась в базу.
7-й боевой поход (7-9 дней):
29.3.1942 вышла из базы на позицию в район Тана-фьорда.
31.3.1942 2-торпедным залпом атаковала в районе Тана-фьорда транспорт противника, следовавший в охранении 2-х тральщиков. Из-за плохой видимости торпеды в цель не попали, но командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением 5000 т.
1.4.1942 в районе Тана-фьорда 3-торпедным залпом потопила транспорт "Михаэль" (2722 брт, по другим данным 2793 брт), охранявшийся двумя тральщиками и сторожевым катером. Эскорт контратаковал лодку, сбросив в ходе 2,5-часового преследования более 60 глубинных бомб. От их взрывов вышли из строя приборы и разбились три бака аккумуляторной батареи.
6.4.1942 возвратилась в базу.
Ремонт.
8-й боевой поход (11 дней):
28.4.1942 вышла из базы на позицию в Лоппское море.
В ходе похода несколько раз безуспешно искала противника на шхерных коммуникациях.
8.5.1942 возвратилась в базу.
Текущий ремонт в Мурманске:
2.6.1942 повреждена авиацией противника, совершавшей налет на Мурманск.
Утром 30.6.1942 авиация противника совершила
налет на Мурманск, в ходе которого 250-кг бомба взорвалась в 14 метрах от
находившейся на слипе лодки. Осколки бомбы изрешетили легкий и прочный корпуса
субмарины. Выход из строя многих приборов и механизмов задержал срок готовности
корабля до конца 8.1942.
9-й боевой поход (16 дней):
16.9.1942 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.
22.9.1942 совершила безуспешную торпедную атаку в Варангер-фьорде, на которую противник ответил вялым бомбометанием.
1.10.1942 возвратилась в базу.
10-й боевой поход (15 дней):
15.10.1942 вышла из базы на позицию к мысу Нордкап.
25.10.1942 при попытке атаковать конвой противника у мыса Нордкин была обнаружена кораблями охранения, которые сбросили в ходе преследования 55 глубинных бомб. Лодка повреждений не получила.
29.10.1942 возвратилась в базу.
11-й боевой поход (16 дней):
30.11.1942 вышла из базы на позицию в район Порсангер-фьорда.
Днем 4.12.1942 в районе Порсангер-фьорда провела 2 торпедные атаки с очень больших дистанций (20 и 17 кбт), что уберегло лодку от контратак, но и не привело к успеху, хотя командир лодки доложил о повреждении транспорта противника.
15.12.1942 возвратилась в базу.
12-й боевой поход (13 дней):
15.1.1943 вышла из базы на позицию в район мыса Нордкап.
17.1.1943 у мыса Сверхольд-Клуббен атаковала с большой дистанции 4-торпедным залпом транспорт, следовавший в охранении 4-х сторожевых кораблей. Командир доложил о потоплении транспорта, что не подтверждается иностранными источниками.
22.1.1943 у мыса Нордкин атаковала с большой дистанции 4-торпедным залпом транспорт, следовавший в составе конвоя из 4-х транспортов и 2-х сторожевых кораблей. Командир доложил о потоплении транспорта, что не подтверждается иностранными источниками.
Опасаясь противолодочных кораблей, командир лодки не сумел воспрепятствовать постановке нового минного заграждения в северной части позиции субмарины.
27.1.1943 возвратилась в базу.
13-й боевой поход (18 дней):
22.2.1943 вышла из базы на позицию в район мыса Нордкап.
11.3.1943 возвратилась в базу.
14-й боевой поход (17 дней):
18.4.1943 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.
19-24.4.1943 несмотря на большую продолжительность полярного дня и многочисленные дозоры противника командир лодки смело пошел на сближение с обнаруженным в Варангер-фьорде по акустическим данным конвоем. Вскоре в перерыве между снежными зарядами в перископ был замечен транспорт в охранении 3-х эскадренных миноносцев и тральщика. Во время выхода в атаку лодка была обнаружена двумя кораблями охранения, не замеченными ранее, и подверглась 8,5-часовому преследованию, в ходе которого на нее было сброшено 174 глубинные бомбы, нанесшие субмарине незначительные повреждения.
25.4.1943 безуспешно атаковала 4-торпедным залпом группу охотников в Варангер-фьорде. Командиру было засчитано потопление тральщика.
4.5.1943 возвратилась в базу.
Текущий ремонт:
В ходе ремонта лодка получила ГАС "Дракон".
15-й боевой поход (11 дней):
11.9.1943 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.
Днем 14.9.1943 в районе мыса Кибергнес обнаружила по акустическим данным немецкий конвой. После сближения в перископ был замечен транспорт, следовавший в охранении эскадренного миноносца, 2-х тральщиков и 3-х сторожевых катеров. Командир лодки принял решение выйти в атаку без использования перископа по данным акустических пеленгов. 4-торпедный залп, произведенный из носовых аппаратов с глубины 15 метров, не привел к успеху, а одна из торпед оказалась зажатой в аппарате, высунувшись из лодки на две трети. Преследования со стороны противника не последовало. Командир доложил о потоплении транспорта.
15.9.1943 торпедисту удалось разрядить боевую часть торпеды, застрявшей в торпедном аппарате во время вчерашней атаки.
20.9.1943 в Варангер-фьорде снова вышла в атаку на немецкий конвой по акустическим данным. Безрезультатный 3-торпедный залп был выполнен с глубины 22 метра. Преследования со стороны противника не последовало. Командир доложил о потоплении транспорта.
Ранним утром 21.9.1943 возвратилась в Полярное.
16-й боевой поход (19 дней):
31.10.1943 вышла из базы на позицию в район Порсангер-фьорда.
Лодка несколько раз пыталась выходить на перехват конвоев противника, о которых сообщала воздушная разведка, но не находила целей.
18.11.1943 возвратилась в базу.
Средний ремонт:
13.12.1943 лодка начала средний ремонт, что фактически означало постановку на прикол – для того чтобы произвести необходимый объем работ, не было ни сил, ни средств. До окончания войны лодка так и не вышла из ремонта.
Послевоенная судьба:
26.6.1948 переведена в состав отряда судов КУОПП имени С.М. Кирова для использования в учебных целях и летом 1948 года возвращена по Беломорско-Балтийскому каналу из Белого в Балтийское море.
12.1.1949 отнесена к подклассу учебных подводных лодок.
17.8.1953 выведена из боевого состава, разоружена и перестроена в учебно-тренировочную станцию и в Кронштадте поставлена на прикол.
20.6.1956 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
17.8.1956 расформирована и впоследствии разделана на металл на Ленинградской базе "Главвторчермета" на Турухтанных островах.
Неточности и несоответствия в датах:
1. По другим данным лодка вышла в 6-й поход 6.2.1942.
2. По другим данным лодка вышла в 7-й боевой поход 30.3.1942.
3. По другим данным лодка возвратилась из 7-го боевого похода 5.4.1942.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
Щ-404, 1944 год
ЦВММ (МК 5.2002)